Главная  •  Новости  •  Объявления  •  Статьи  •  Вызовы в суд  •  Фото

Все о недвижимости, строительстве и бизнесе в Ялте

Архитектор Николай Краснов — удивительный молодец

Архитектура и дизайн

«Удивительный молодец» — это восторженные слова императора Николая II об авторе здания в Ливадийском имении, которые он соизволил оставить потомкам в письме, делясь радостью с матушкой после первого посещения нового белокаменного дворца в сентябре 1911 года

Дальше император с искренней радостью писал: »... подумай, в 16 месяцев он построил дворец, большой свитский дом и новую кухню. Кроме того, он прелестно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек вместе с нашим отличным садовником... Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и море...»

Кто он такой, этот человек — «удивительный молодец», который был удостоен восторженного царского внимания и заслужил высокую похвалу российского императора?

Посетив Ливадийский дворец летом 1971 года, я впервые услышал о Николае Краснове — архитекторе высочайшего двора и академике архитектуры Императорской академии художеств. Сведения об архитекторе Ливадийского дворца в начале 1970-х годов были краткими, скупыми и малоинтересными, но чем больше я познавал историческое прошлое Крымского Южнобережья, тем больше стал понимать, какую значительную ценность представляет архитектурное наследие зодчего. Николая Краснову посчастливилось более 30 лет (с 1887 года по 1918 год) плодотворно и творчески потрудиться на Крымском побережье в то интересное и тревожное время.

Долгий процесс познания архитектурной науки

Будущий зодчий Николай Краснов появился на свет 23 ноября (по старому стилю) 1864 года в крестьянской семье и сделал свои первые шаги в селе Хонятино, которое расположено неподалеку от Коломенского уезда Московской губернии. Начальное образование мальчик получил в церковно-приходской школе села. На двенадцатом году своего детства Коля Краснов с родительского согласия решил продолжить учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества в столице Российской империи — Москве. Сельский мальчик 31 августа 1876 года подает заявление в Совет Московского художественного общества о желании продолжить учебу в престижном учебном заведении на архитектурном отделении. Тогда в Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) принимались юноши не младше 12 и не старше 18 лет. На отделении скульпторов и живописцев обучение продолжалось восемь лет, а на архитектурном — на два года больше. И не удивительно! Ведь чтобы постичь премудрости мирового зодчества, иной раз и целой жизни недостаточно.

В процессе учебы на архитектурном отделении осваивались 30 дисциплин, составляющих суть главной специальности — строителя-ваятеля. Перед преподавательским составом была поставлена основная задача — подготовить учащихся для самостоятельной и творческой деятельности в области зодчества, обучить искусству строить. Система образования училища тогда базировалась на тщательном анализе исторического наследия, была пропитана царившим в то время духом демократизма и творческого содружества. Для достижения положительных результатов скрупулезно подбирался преподавательский состав. А.П. Попов в год поступления Коли Краснова писал: «Поступающие в раннем возрасте ученики настолько нравственно сближаются с училищем, что оно при своем истинно благонамеренном отношении к ним становится для них второй семьей, а они — ее членами».

В красновские времена в училище учащимся-студентам помогали познавать архитектурные азы зодчества опытные педагоги: архитекторы, искусствоведы, гражданские инженеры К.М. Быковский, П.П. Зыков, А.П. Попов и другие. Они, кроме преподавательской деятельности, занимались архитектурной практикой, принимая участие в проектировании и строительстве многих объектов на территории Московской губернии и в столичном граде.

Краснов — дипломированный архитектор-художник

В 1882 году восемнадцатилетний Николай Краснов окончил необходимый по программе обучения курс наук и был переведен в последний, старший класс для более глубокого освоения проектного процесса и применения полученных знаний на практике для познания и совершенствования творческого процесса. Получив задание спроектировать «несгораемый театр на 1500 мест» с учетом окружающей среды, зодчий Николай Краснов в первой самостоятельной работе под руководством преподавателей училища продемонстрировал свою способность и умение плодотворно работать. Эта первая работа Краснова была отмечена Советом Московского художественного общества Малой серебряной медалью. Награда давала конкурсанту право участвовать во втором туре и бороться за получение Большой серебряной медали. Обладатель же малой медали освобождался от платы за обучение, которая в то время составляла 30 рублей в год.

При конкурсной жеребьевке проектных тем будущему городскому архитектору Ялты и создателю многих великолепных южнобережных дворцово-парковых комплексов Николаю Краснову по иронии судьбы выпал проект великокняжеского загородного дворца. Безусловно, крестьянский сын в свои двадцать лет не мог знать и прочувствовать до конца специфические и функциональные особенности конкурсного объекта дворца. Конкурсная комиссия Совета художественного общества, которое осуществляло общее руководство учебными делами училища, проект не приняла по причине «мелких неясностей исполнения». Выпускнику Краснову пришлось, несмотря на положительные характеристики преподавателей училища, вторично получать согласие для повторного участия в очередном конкурсе через полгода.

В апреле 1885 года со второй попытки, разработав проект «Гимназии», молодой зодчий получил долгожданную Большую серебряную медаль. По существующим в то время правилам, полученная награда автоматически возводила ее обладателя в звание «Классного художника третьей степени», то есть дипломированного архитектора-художника.

Новый городской архитектор Ялты и его присяга на верность Императору

Получив диплом об окончании учебного заведения, начинающий архитектор-художник Николай Краснов на несколько месяцев отправляется в Коломну для прохождения срока армейской службы. Только после армейских сборов архитектор поехал в Ялту, предварительно имея договоренность и согласие городского головы барона Александра Врангеля о предоставлении зодчему должности городского архитектора с правами государственной службы.

Через год после приезда в Ялту из Министерства внутренних дел пришло подтверждение городской Думы от 31 октября 1887 года о зачислении Н.П. Краснова на государственную службу. Как государственный служащий Николай Краснов в конце февраля 1889 года, исполняя обязанности городского архитектора, подписал присягу на верность царю и Отечеству, текст которой гласил: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым его Евангелием в том, что хочу и должен его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Александру III Самодержцу Всероссийскому и законному Его Императорскому Величеству Престола наследнику Николаю Александровичу верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови...»

09.10.2009, Владимир Сергеев

Смотрите также по теме Архитектура и дизайн

Весенний подарок Ялте
Башня на Садовой И ЕЕ ИСТОРИЯ
Мебель ближайшего будущего - возвращение к истокам
Николай Краснов: главный ялтинский градостроитель
Акцент на качество: не экономим на мелочах
Комфорт и тепло обеспечат высокие технологии
Чудо музыки и цвета
Классика образцовый стиль
Недосказанность и простота модерна
Ампир: имперский пафос

Реклама:  
Фотохроника ялтинского бизнеса
Митинг протеста в Ялтинском горисполкоме. 26 мартаМитинг протеста в Ялтинском горисполкоме. 26 марта
Партнеры проекта

Новое издание Телефонного справочника Ялты

© 2018 - 1999 Бизнес и строительство в Ялте (специальное приложения проекта Новости Крыма)
Перепечатка разрешается только с прямой гиперссылкой на сайт «Бизнес по-ялтински»
Политика конфидициальности

  Rambler's Top100