Главная  •  Новости  •  Объявления  •  Статьи  •  Вызовы в суд  •  Фото

Все о недвижимости, строительстве и бизнесе в Ялте

Императорский винный подвал в Массандре

Актуально

Весной 1891 года была учреждена должность главного винодела Департамента уделов по крымским имениям. Занять это почетную должность предложили Льву Сергеевичу Голицыну, опытному специалисту винодельного процесса.

С увеличением производственных мощностей имения Удельное ведомство с собственных виноградников получало около 200 тысяч ведер крымского вина. Дополнительно ежегодно закупалось более 130 тысяч ведер у частных предпринимателей — производителей винной продукции. В итоге назрел вопрос о строительстве нового винного подвала.


Уникальный проект винного подвала
После выбора земельного участка под строительство на северо-западном склоне Массандры и разработки проектной документации приступили к земляным работам. Главным требованием при устройстве подвала являлось достижение постоянной, без резких колебаний температуры около 10 градусов по Цельсию. Для решения этого основного вопроса остановились на идее строительства тоннелей, проложенных в горе на определенной глубине, где температурный режим более или менее оставался бы постоянным.


Первый проект поручено было составить гражданскому инженеру В. Н. Чагину, который предложил вариант здания, построенного на уступе, вынутом в горе и углубленном в землю. Подземельный этаж, предложенный ниже отметки дворовой территории, предназначался для выдержки вин в бутылках, верхний надземный этаж был предложен для размещения экспедиционных разливочных, моечных помещений, а чердачное помещение было определено для хранения ликерных вин, требующих более тепличных условий.


По проекту, от главного надземного здания длиною 54 сажени (115 метров) в толщу склона отходило семь тоннелей, каждый длинною 65 саженей (138,45 метра), предназначенных для вин в бочках. Каждый тоннель заканчивался отдельной вертикальной шахтой, служащей для вентиляции по мере надобности. Кроме естественной вентиляции, предусматривалась подача воздуха в тоннели при помощи вентиляторов после прохождения через охладительные камеры по бетонным подземным каналам.


Продумано все до мелочей
Постройка по данному проекту была поручена гражданскому инженеру А. И. Дитриху. В течение 1894 года определялись условия и технические требования к проекту с учетом всех новейших технологий в виноделии, подбирались подрядчики, заведующий постройкой, были разработаны инструкции по производству работ. В конце концов решено было с учетом перспективного плана развития виноделия устроить подвал вместимостью в 80 тысяч ведер вина для хранения в бочках и на 1 400 тысяч бутылок. 1 ноября 1894 было официально объявлено о начале строительства. Были выполнены большие объемы земельных работ для увеличения крутизны откоса. Грунт транспортировали в нижнюю часть косогора впереди подвала для создания передней, более ровной площадки для дворовой территории. Высота насыпи в одном конце достигла 12 саженей (более 20 метров).


Весной следующего года приступили к каменным работам, которые выполнялись подрядным способом. Нижний этаж (бутылочный подвал) составили из продольных стен с четырьмя ярусами ниш из тесаной кладки с небольшими бетонными столбами, которые пришлось большей частью исполнять на цементе, а переборы земляной вышки забутили одновременно кладкой на цементном растворе, что послужило удержанию откоса от начальных его подвижек.


В каждой нише вмещались бутылки, наполненные из одной 40-ведерной винной бочки на 640 бутылок, чтоб не было путаницы различных вин. Все помещения перекрывали бетонными сводами. В бутылочном подвале предусмотрели три продольные галереи для погрузки и выгрузки вина. Первый этаж здания состоял из двух больших разливочных, сообщающихся с бутылочным подвалом тремя лестницами с двумя подъемными машинами. Предусмотрены были два экспедиционных помещения в виде выступающих флигелей, две моечные, машинное отделение с керосиновым двигателем и электростанция. На первом этаже вдоль всего здания была предусмотрена галерея, покрытая сводом, служащая для маневров при доставке винной продукции в тоннели и одновременно позволявшая попадающему в здание наружному воздуху приобрести подвальную температуру до попадания его в тоннели.


Дорогостоящие тоннели
К пробивке тоннелей приступили в 1896 году. За два года все работы в них были закончены. Общая протяженность тоннелей составила 455 саженей, то есть около километра. Выломку тоннелей — их проходку — производили с двух сторон, верхней и нижней штольнями. Порода — глиняный сланец с протоком воды — становилась настолько непрочной, что ее укрепление оказалось очень сложным, местами приходилось ставить ряд стоек, которые загромождали проход. В породе встречались прослойки кремнистого сланца высокой твердости. Их дробление производилось динамитом при ручном бурении шурфов для закладки взрывчатки. Проба бурения электрическим перфоратором оказалась безуспешной: расходы взрывчатки на 1 куб сажени выемки твердых пород составила 6 рублей.


Отделка тоннелей выполнялась каменными тесаными плитами на цементном растворе с последующим выполнением монолитных бетонных сводов толщиною 0,2 до 0,4 саженей (43-85 сантиметров). Ширина тоннелей была принята 8 аршин (5,7 метра), а высота — 5,5 аршина (3,91 метра). Стоимость каменного саженя с устройством бетонного пола, прокладкой рельсового пути, вентиляционных каналов, со штукатуркой сводов составляла, примерно, по смете 600 рублей (сажень – 2,13 метра).


«...первостепенное учреждение этого рода»
В журнале «Строитель» за 1898 год №13-14 было сказано, «что общая вместительность подвала — 400 тысяч ведер, но можно довести до 500 тысяч, если пользоваться всеми помещениями, не входящими в расчет, а именно — соединительными галереями, чердаками и разливочными».


Подробное описание нового уникального винподвала сделал управляющий Массандровского имения В.Н. Качалов, составляя пакет для путеводителя по Крыму. Он написал, что «главный Массандровский винподвал — одна из выдающихся достопримечательностей Ялты. По трудности постройки он является одним из первостепенных учреждений этого рода в мире.


Центром основного корпуса Главного подвала является башня с запасным резервуаром, по обе стороны ее симметрично расположены подземные отделения и веерообразно – семь тоннелей…». И далее читаем: «Сооружение подвала, оснащенного всеми достижениями науки и техники, способствовало не только увеличению производства вина, но и улучшению его качества…».


В то же время в конце XIX-начале ХХ столетий были построены, кроме основного здания винподвала, двухэтажный дом для конторы, лаборатории, музей, библиотеки, помещения для служащих при конторе, два двухэтажных дома для квартир виноделов, помощников их и практикантов, два одноэтажных дома для семейных рабочих и другие хозпостройки.


«На земельном участке, окружающем постройки, разбит парк и обсажен деревьями, что придает всему месту вполне подходящий задаче вид и, главное, удобство для жизни служащих» (журнал «Строитель» за 1898 год). К удельному винному подвалу устроили новую шоссированную дорогу, соединившую на второй версте с ранее обустроенным казенным шоссе. Общая стоимость строительства подвала обошлась Удельному ведомству в 850 тысяч рублей. На вспомогательные работы по благоустройству подъездной дороги и парка потребовалось еще 200 тысяч рублей.

НАША СПРАВКА
На момент приобретения имения Удельным ведомством в Массандре было около 50 построек, и только 15 из них было в хорошем состоянии. Воочию оценив приобретенное богатство, Удельное ведомство занялось серьезной модернизацией строений и обустройством обширных владений. За перое десятилетие было построено 30 новых, отремонтировано около 20 старых строений — это казармы для рабочих, жилые дома для служащих, хозяйственные и производственные постройки.
Большая часть производственных и хозяйственных построек была связана с развитием виноделия. За 1890-е годы площадь виноградных плантаций увеличилась в два раза и составила 54 десятины.
Удельное ведомство решило увеличить производительные мощности — поднять виноделие на «доходную» высоту. С этой целью были приглашены опытные специалисты виноделия. Произвели инвентаризацию виноградных лоз, более подходящих для массандровских погодных и природных условий. Решили уделять больше внимания производству крепких вин, представляющих интерес для мирового рынка.

04.07.2007, Недвижимость Ялты

Смотрите также по теме Актуально

В Ялте из-за отсутствия средств уже несколько месяцев закрыта экспозиция «Золотая кладовая»
В автономии хотят создать Международный институт стратегии развития Крыма
«Крымтроллейбус» намерен закупить 61 троллейбус
В 2009 году Крым занял 14 место среди регионов Украины по социально-экономическому развитию
В Рескомприроды против строительства угольного терминала в Севастополе
Детальный план застройки Ялты изменит лицо города
В милиции Крыма возмущены тем, что прокуратура не заводит уголовные дела на водителей, дающих взятки гаишникам
В Крыму план по заготовке 3-месячного неснижаемого запаса зерна выполнен на 102,5%
Сентябрь-это время для подведения предварительных итогов курортного сезона -2009
«Украинская рулетка»: Законодательство vs рынок недвижимости

Реклама:   Промышленные полимерные полы huntsman nmg полимерные покрытия для пола.
Фотохроника ялтинского бизнеса
Митинг протеста в Ялтинском горисполкоме. 26 мартаМитинг протеста в Ялтинском горисполкоме. 26 марта
Партнеры проекта

Новое издание Телефонного справочника Ялты

© 2018 - 1999 Бизнес и строительство в Ялте (специальное приложения проекта Новости Крыма)
Перепечатка разрешается только с прямой гиперссылкой на сайт «Бизнес по-ялтински»
Политика конфидициальности

  Rambler's Top100